В заголовке нет опечатке. Так называл эту науку один мой знакомый менеджер проектов. Как вы уже догадались, речь пойдёт ещё об одной из наших российских бед – неумении управлять.
1.Мы не умеем управлять, мы умеем командовать.
Всё, что более менее исправно у нас получается связано с войной и свойственной ей тоталитарной системе управления. Сплоченная железной палочной дисциплиной умноженной на вековой патриотизм русская армия многие века оставалась непобедимой. Полководцы в это время относились к работе как к призванию и писали «Науку побеждать».
Стоило только разомкнуть клещи самосознания и поведенческих устоев, так случались поражения и революции. Как это было в 1917 году.
С тех пор мало что изменилось. До сих пор для подавляющего большинства руководителей подчинённые остаются винтиками и пушечным мясом.
И так мы переходим ко второму признаку нашего хуёвого менеджемента.
2.Мы ничего не хотим знать о своих подчинённых.
Почти во всех компаниях, где довелось работать, управление персоналом состояло из двух фаз. Первая заканчивалась с подписанием новым работником трудового договора. Вторая начиналась с появлением заявления на увольнение.
Только в одной из 6-ти организаций, где мне довелось руководить проектами, отдел кадров мог отозваться на мой запрос и дать психологическую характеристику сотруднику. Хотя бы устно.
Во всех остальных случаях командо-образующую работу в каждом новом проекте приходилось проводить с нуля.
Как важен синергетический эффект и совместимость людей в команде, на Западе поняли очень давно. Достаточно вспомнить компьютерную игру King Bounty, в которую я играл более 20 лет назад. Так вот, даже там не рекомендовали брать в одну команду эльфов и орков.
Здесь же у нас эльфы и орки ежедневно тянут воз, как лебедь, рак и щука.
В одной из компаний мои руководители сетовали на то, что у одного из сотрудников тяжёлый характер. Они и не знали, проработав с ним вместе несколько лет, про то, что это не характер, а ментальность. Просто этот человек, скрывая свою национальность, взял фамилию жены. Далеко не все начальники читают резюме, не говоря о том, чтобы посмотреть документы.
Ещё один довольно типичный случай описан Юрием Поляковым в книге «Парижская любовь Кости Гуманкова». Там был один очень талантливый программист, способный за 8 месяцев сделать годовую работу целого отдела. Однако, у него была такая черта как обидчивость. Поэтому при сдаче готовой системы заказчику он вывел на экран монитора большой, извините, мужской половой орган.
Так мы плавно переходим к 3-ей части нашего марлезонского балета.
3.Мы не умеем мотивировать людей.
Как правило, выделяется один тип мотивации – рублём. Плюс один вид нематериального вида – почётная грамота и ценный приз (который получает каждый сотый сотрудник) на Новый Год или юбилей компании.
Также встречаются такие вещи: ежегодный выезд всей шоблой на природу с устроением спортивно-алкогольных баталий. Или ежегодный вывод в боулинг-шмоулинг с применением тех же самых бутылок.
Считать ли мотивацией обучение сотрудников при их обязательстве вернуть бабки при увольнении или отпахать ещё 10 лет на этом месте – для меня вопрос.
К тому же, сейчас модно посылать народ на разные тимбилдинговые тренинги. Где нас пытаются научит общаться друг с другом. Пытаются за 2 часа насильно сделать то, что у нас не получалось добровольно в течение 2-х лет.
Так мы нервозно переходим к 4-ой части балета «Спартак».
4.Мы тупо копируем западный опыт.
Все эти MBA, PMI и прочая трёхбуквенная поебень, которую надо послать на наши три буквы, неумолимо вошла в нашу деловую жизнь.
Теперь в тренде отличные от исконно русского самосознания темы: «своя рубашка ближе к телу», «моя хата с краю», «человек ищет где лучше», «лёгкий кошелёк – тяжёлое проклятие» и т.д.
На руководящую должность без западного MBA уже не берут. А что такое MBA? Это набор шаблонов и рекомендаций как дрессировать подчинённых. За основу можно взять опыты с собакой Павлова. Один электрический разряд в жопу – иди работать. Два разряда – жрать. Три – срать. Четыре – размножаться. Пять – отдыхать.
А пятого раздела не будет. Пошёл я водку пить.