В Госдуме предлагают снизить долю иностранных акционеров в российских средствах массовой информации и печатных изданиях до 20%. Соответствующие поправки депутаты внесли в закон «О СМИ», ограничения по которому предлагается ввести с 1 января 2016 г.
Сейчас закон ограничивает предельный размер иностранного участия на российском телерадиопростанстве в размере 50%. И это при том, что печатных СМИ это не касается. Теперь же депутаты намерены включить в запрет все медиаактивы, в том числе печатные и интернет-издания.
Понятно, что если иностранцы выходят на медиарынок другой страны, то они фактически получают доступ к умам людей и к формированию общественного мнения. И вот здесь уже нужно четко разграничивать, для чего человек покупает СМИ - делать бизнес или же активно гнуть свою линию и проводить свою политику, меняя при этом ситуацию в той или иной стране.
Тем более случаев информационных провокаций против России более чем достаточно.
Повышение информационной безопасности страны является приоритетным мероприятием не только в России. Депутаты говорят, что в других странах ограничения не менее жесткие: 20% – во Франции, 25% – в США, 30% – в Австралии.
Данные нормативы весьма своевременны и несут скорее защитный характер, нежели санкционный. С учетом последних событий и перевирания западными СМИ фактов о конфликте Россия – Украина безопасность средств массовой информации крайне необходима.
Тележурналист, член президентского Совета по правам человека Николай Сванидзе убежден, что в условиях холодной войны между Россией и Западом такие действия парламентариев вполне логичны.
— Если бы данный законопроект появился при нормальной обстановке, то было бы нелогично. В нынешней обстановке холодной войны, хотя многие это отрицают, этот шаг вполне ожидаемый. Конечно, к улучшению качества работы наших СМИ это не приведет, — говорит он.
— Во всем мире существуют определенные ограничения. Если это не нанесет сильного удара по экономике — а сегодня экономика СМИ хрупкая и падает реклама, — то я за. Боюсь, что сейчас, в неустойчивый момент, это к добру не приведет, — заявил «Известиям» генеральный директор «Общественного телевидения России» Анатолий Лысенко.
В случае принятия законопроекта многим российским медиахолдингам придется менять состав учредителей и акционеров. Так, учредителями ЗАО «ИД «Коммерсантъ» (входят газета «Коммерсантъ», журналы «Секрет фирмы», «Огонек» и др.), по данным Росстата, являются ООО «Коммерсант холдинг» с долей 1,71% и кипрская Kommersant Holding (Cyprus) Limited (доля не указана). В базе «СПАРК-Интерфакс» учредителями ЗАО значатся шесть компаний, три из них зарегистрированы на Виргинских островах, а остальные — в других офшорных зонах.
ООО «Фэшн Пресс», издающим журналы Cosmopolitan, «Домашний очаг», Esquire и др., владеют Sanoma Independent Media и американская Hearst. Долю в газете «Ведомости» (ЗАО «Бизнес Ньюс Медиа»), по данным самого издания, Sanoma делит с американскими компаниями Dow Jones и FT Group в равных долях. ООО «Юнайтед Пресс» (журналы Men’s Health, Women’s Health, National Geographic) принадлежит Sanoma полностью через три юрлица: кипрскую «Ай. Эм. Эйч. Медиа Лимитед» (60,71%) и нидерландские ЗАО «Индепендент Медиа Холдинг Б.В.» (38,89%) и «Индепендент Медиа Б.В» (0,39%).
В издательском холдинге РБК (ОАО «РБК») и ЗАО «РБК-ТВ Москва» у иностранных владельцев, кипрской компании Pragla Limited, доля также более 50%.
ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» («АШ Раша») издает российскую версию журнала Forbes. Учредитель компании — AS Osteuropa, дочерняя структура немецкого медиахолдинга Axel Springer.
Холдинг Hearst Shkulev Media издает в России журналы Elle, Marie Claire, Psychologies, телегид «Антенна-Телесемь», мужской глянец Maxim и другие журналы. ООО «Хёрст Шкулев Медиа» на 100% принадлежит кипрскому ООО «Ди-Эм-Си. Диверсифайд медиа компани лимитед».
Холдингом Rambler & Co. (медиаагрегатор Rambler, журнал «Афиша», интернет-издания Lenta.ru, Gazeta.ru, Championat.com, платформа ЖЖ и пр.) владеет зарегистрированная на Кипре компания PM Web Limited.
Иностранные компании участвуют в уставном капитале некоторых СМИ холдинга «Газпром-медиа». Так, в числе совладельцев телеканала ТНТ помимо структур «Газпрома» есть Benton Solutions Inc. Недавно приобретенная «Газпром-медиа» компания «Профмедиа ТВ» (каналы «Пятница», «ТВ-3» и 2х2) почти наполовину принадлежит кипрской Independent Network Television Limited — 42,3%. Еще один актив — радиостанцию «Эхо Москвы» — «Газпром-медиа» делит с американской EM Holding Company LLC (по данным СПАРК, учредителю принадлежало 33,02% ЗАО).
фактуру отсюда взял
Journal information