Щукин Влад (shchukin-vlad.ru) wrote,
Щукин Влад
shchukin-vlad.ru

Categories:

Четыре мифа о детях-аутистах

Что мы знаем об аутистах? Ну, если отбросить голливудские персонажи из "Человека дождя" или "Игры разума". Кроме того, что это могут быть люди с очень высоким интеллектом. Но то взрослые. А что делать детям? Где учиться и развиваться? Какие должны быть условия, чтобы они смогли обрести себя в жизни и не стать обузой для общества?

Учебные заведения закрытого типа, высококвалифицированный педагогический персонал, конечно же, помогают, но не решают проблему социализации этих особенных детей. Поэтому я вновь возвращаюсь к теме школьной реформы, к объединению школ, в том числе специализирующихся на обучении детей с ограниченными возможностями.
Мне удалось побывать и пообщаться с учителями и сотрудниками школы №1540, где уже 20 лет занимаются решением подобных проблем.

IMG_1738.JPG


Но для начала, давайте обсудим те ошибочные представления, которые бытуют в обществе относительно аутистов.

Миф 1
Особых детей нужно обучать в маленьких частных школах.

Миф 2
Особых детей нужно обучать индивидуально на дому.

Миф 3
Особенный ребенок стремится к одиночеству.

Миф 4
Особенного ребенка можно просто отдать в обычную школу, посадить в обычный класс и проблема сама собой "рассосётся".

Всё это не так. Ребенку-аутисту нужна социализация, он также как и все дети хочет общаться со сверстниками и расти в их среде. Но для этого школьная среда, не только материальное оснащение, но и процесс обучение, подготовка педагогов и общий школьный микроклимат играют решающую роль.

Как всё это сделать? Давайте посмотрим на опыт школы ОРТ и узнаем немного про инклюзивную школу. Такую, в которой есть место всем детям, в которой не только инвалиды получают возможность активно общаться с друзьями, но и здоровые ребята смогут понять, что есть люди, которые отличаются от всех и приобретут опыт общения и дружбы с ними.
2.
IMG_1735.JPG


Опыт, накопленный педагогами школы №1540 в этом направлении колоссальный и они готовы делиться им с учителями, которые попали в систему инклюзивного образования впервые. Не секрет, что сейчас многие школьные образования включили в себя коррекционные школы, по сути заменив их собой. Теперь все дети будут учиться вместе. Вот и в школе №1540 за год набрали 6 дополнительных классов начальной школы.
3.
IMG_1739.JPG

4.
IMG_1743.JPG

5.
IMG_1742.JPG


Одними из приемов, которые используются при обучении детей-аутистов, являются ресурсные классы и тьюторы.
Ресурсные классы это группы школьников из разных классов, которые, помимо основных занятий, собираются вместе, чтобы провести занятие с педагогом по различным предметам.
Это, понятное дело, приносит дополнительные хлопоты завучу при составлении расписания, процесс который выглядит примерно так.
6.
IMG_1762.JPG

7.
IMG_1761.JPG


И это расписание только для начальных классов!

Тьюторы - это специалисты, как правило с психологическим образованием, которые помогают особым детям лучше влиться в учебный процесс. Тьютор может быть как индивидуальный, для одного ребенка, так и целиком для класса или параллели. Известно, что не все особенные дети успевают за темпом обычных детей и тьюторы им помогают.
Удовольствие использования тьюторов не из дешевых, но руководство школы идёт на это. К тому же, очень помогают в этом специалисты с факультета психологии МГУ, с которым у школы заключен договор.
Вот так выглядит кабинет для занятий ресурсного класса.
8.
IMG_1758.JPG

9.
IMG_1757.JPG

10.
IMG_1756.JPG


Да и в обычных кабинетах детям, если они устали, не возбраняется немного передохнуть тут же, за задними партами.
11.
IMG_1754.JPG


Сами же парты легко переставляются, под конфигурацию текущего занятия.
12.
IMG_1755.JPG


Есть специальное помещение для работы психологов и логопеда.
13.
IMG_1751.JPG

14.
IMG_1753.JPG

15.
IMG_1752.JPG


Здесь гордятся своими выпускниками, многие из которых окончили лучшие вузы страны: МИФИ, Физтех, МИЭМ, МАИ, РГГУ...
16.
IMG_1736.JPG


Изначально обучение в школе №1540 велось на трёх языках: русском, английском и иврите.
17.
IMG_1737.JPG


Информационные технологии и компьютеры уравнивают возможности практически всех детей. Поэтому оснащение школы №1540 на самом высшем уровне. Есть ресурсные центры, а такое помещение уже совсем не редкость. Скоро там и ЦОД свой появится.
18.
IMG_1759.JPG


А во всём остальном всё как в обычной школе.
Свой театр со своим репертуаром.
19.
IMG_1732.JPG


Своя персональная выставка юного художника.
20.
IMG_1728.JPG


Книжные полки прямо в коридоре.
21.
IMG_1730.JPG


Если приглядеться, можно понять, почему из аутистов получаются хорошие программисты.
22.
IMG_1731.JPG


Развлечения тоже как у всех детей.
23.
IMG_1719.JPG

24.
IMG_1744.JPG


Теннисные столы по переменам не пустуют.
25.
IMG_1733.JPG


Самое интересное в школах начиная с древних времен, как и вконтакте, всегда пишут на стене.
26.
IMG_1713.JPG

27.
IMG_1717.JPG

28.
IMG_1716.JPG

29.
IMG_1714.JPG


Школа гордится всеми своими достижениями.

30.
IMG_1710.JPG

31.
IMG_1750.JPG

32.
IMG_1708.JPG


Уверен, что их у школы впереди ещё очень много!
33.
IMG_1749.JPG

34.
IMG_1747.JPG

35.
IMG_1746.JPG


Спасибо Софье Александровне Розенблюм, руководителю психологической службы московской гимназии №1540, координатору инклюзивного образования, за интересную экскурсию и предоставленный материал.

Tags: Москва, медицина, образование
Subscribe

promo shchukin-vlad.ru june 10, 2013 15:00 769
Buy for 10 tokens
Давно уже себя ловлю на мысли, что не знаю где живут мои друзья. Не в смысле, в каком доме, коттедже или больнице, а сугубо регионально. Вот так собирёшься в какой-нибудь блог-тур, захочешь побухать - а не с кем! Или вот есть у меня задачка - передать жж-другу в Полтаву подарунок. А с кем…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 163 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →