В своем интервью «Российской газете» она говорит, что применение стандартов медицинской помощи не является обязательным, и роль стандартов незначительна. Мол, все люди разные. Как Минздраву работать в таких условиях по стандартам? И вообще, стандарты – это, скорее, рекомендации для врачей.
Однако действующее законодательство говорит об обратном.
Впервые стандарты медицинской помощи на федеральном уровне появились в 2004–2007 годах, когда Минздравсоцразвития России были утверждены 612 стандартов медицинской помощи. Да, тогда все стандарты носили рекомендательный характер, но после принятия Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» эти стандарты медицинской помощи стали относиться уже к нормативным правовым актам, прошли регистрацию в Минюсте России, что делает их обязательными для исполнения. У Скворцовой вообще-то должны быть юристы-советники, которые должны ей объяснить важность соблюдения Федерального закона, если она сама не понимает.
А вот еще показательная цитата из статьи в «Российской газете» «На помощь!»: «…Стандарт не предназначен для использования врачом для принятия каких-либо решений по лечению конкретного больного… Мы никогда не сможем оценить по стандарту качество медицинской помощи, оказанной конкретному больному…».
Эта фраза развязывает руки врачам и Минздраву перед лицом обманутых и недолеченных пациентов. Но у министра здравоохранения другие приоритеты, видимо. Она не пытается встать на сторону граждан и увидеть, что во-первых, по закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 10) применение стандартов медицинской помощи является одним из компонентов, позволяющих обеспечить доступность и качество медицинской помощи.
Во-вторых, стандарт – это гарантия бесплатного оказания гражданину медицинской помощи. Всё в том же законе прописано. Именно стандарт определяет перечень того, что не подлежит оплате гражданами. Проще говоря, без стандарта медицинской помощи пациент не будет знать, что ему предоставляется бесплатно, а за что он должен платить.
В-третьих, стандарты медпомощи – это инструмент контроля качества и, что еще важнее, безопасности медицинской помощи. Мы ведь говорим о жизнях миллионов. Самодеятельность докторов вполне может привести и зачастую приводит к летальному исходу.
Но дело не только в самих пациентах. Не меньше стандарты нужны и государству, и врачам. На стандартах основаны организация и оказание медицинской помощи (ст. 37, 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Если бы не стандарты медпомощи, у нас была бы страна победившего тотального самолечения. Боится Скворцова государственной экспертизы, боится ответственности перед пациентами! А государственная экспертиза как раз основывается именно на стандартах.
Более того, по стандартам формируется программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, базовая программа обязательного медицинского страхования и целый ряд местных программ. Без стандартов было бы непонятно, куда и в каком количестве выделять бюджетные средства. Всё это прописано в нашем законодательстве (ст. 80, 81 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 35 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
В своем интервью Скворцова утверждает, что для того, чтобы рассчитать общие расходы на медицинскую помощь, необходимо утвердить 32 000 стандартов медицинской помощи по числу заболеваний в международной классификации болезней. Однако, если посмотреть уже утвержденные Минздравом России стандарты, то они объединяют в себе несколько заболеваний (до 8 и даже 10). Получается, что Скворцова пугает нас большими цифрами совершенно напрасно, потому что конечное число стандартов будет намного меньше 32 000.
Кроме того, неясно, какие стандарты медицинской помощи могут быть приняты для таких заболеваний международной классификации болезней, как «Внешние причины заболеваемости и смертности». Как следует из названия, речь идет о причинах смерти от травм и отравлений.
В интервью очень доходчиво объясняется, что министр наш не компетентен чуть более чем полностью. Ну а если Минздрав России считает, что стандарты медицинской помощи нам не нужны, то правильным будет внести изменение в законодательство и предложить другие механизмы организации и оказания медпомощи. А то Минздрав сейчас не выполняет (читай, нарушает) федеральные законы. За такое и сесть можно.
Journal information