Щукин Влад (shchukin-vlad.ru) wrote,
Щукин Влад
shchukin-vlad.ru

Categories:

Договор с богом

Как говорилось даже в совкое время и в нашем бывшем совковом обществе «клиент всегда прав» (про то, как это соблюдалось, разговор иной). В эпоху либеральных перемен добавилось, и не безосновательно, выражение «кто платит, тот и заказывает музыку». И заказчик становится царём и богом проекта (именно в такой последовательности, потому как государство у нас светское), вне зависимости от того, что записано в молитвослове договора: в уставе проекта, если таковой существует.

А если конкретнее, то речь пойдёт о госконтрактах, применительно к моему собственному опыту, в крупных ИТ-проектах.

Как правило, сроки реализации таких вещей даже смешными нельзя назвать, настолько они грустные.

И собственно этап Реализации я бы разбил на две фазы: «бумажная» и «железная».

Хотя часто имеет место быть многомесячное, а то и многогодовое творение, под названием Концепция. Над которым, в неформальном порядке, трудятся несколько избранных, как со стороны Заказчика, так и со стороны Исполнителя. Но, даже когда за это платятся деньги, серьёзный, и в последствие читаемый и цитируемый документ, получаются редко. К тому же, между эрой Концепции и революционной эпохой Реализации может смениться не одно поколение менеджеров и законодательных модернизаций.

И вот на стадии завершения Реализации возникает задача сдачи результатов работы Заказчику. В «железном» виде. Потому как «бумажную» либо не читали, либо не поняли, либо поняли, но не так. А обычно, верхний менеджмент Заказчика ознакомился и подписал, а средний и низший слои ни сном, ни духом. И вот вы приходите именно к ним что-то внедрять.

Даже если у вас черным по жёлтому в «бумаге» прописан порядок управления требованиями и изменениями, заставить принять вашу работу людям из средних и нижних слоёв, реально заинтересованных в работоспособности результатов проекта и отодвинутых от кормушки, бывает очень сложно. И зачастую верхний менеджмент, скорее всего, пойдёт на конфликт с вами, чем начнёт строить своих подчинённых. Ибо у верхних тоже есть риск, что оплаченный, но не заработавший в «железе» проект очень может возбудить любопытство счётной палаты и других, не менее компетентных, органов.

И тут существует два крайних, взаимоисключающих подхода.

Первый подход. Сдавать всё строго по «бумаге».

Последствия: у вас всё примут. Проект, наиболее вероятно, будет рентабельным, но каждый человек из штатного состава Заказчика расскажет всем знакомым о вас много не очень хорошего. Вернее, очень не хорошего. Причём позиция у них может быть проактивной, а не реактивной. Т.е. они не будут дожидаться пока у них про вас спросят, а сами позвонят/напишут/расскажут.

Но бывает и так, что «бумагу» писали или не вы, или она уже была приложена к конкурсной документации. И формулировки в ней настолько расплывчаты, что трактовать её можно как хочешь. Вернее, как хочет Заказчик или отдельные его выдающиеся личности. Тогда этот вариант будет всё более и более похож на подход номер два.

Второй подход. Плюём на «бумагу», и пытаемся учесть все пожелания всех сотрудников и представителей Заказчика.

Последствия: проект по срокам, ресурсам и бюджету вылетит в трубу. Проект не будет закончен никогда из-за постоянно обновляемых требований. Уточняю: никогда. Сотрудники Заказчика будут вам искренне сочувствовать и жалеть вас в глубине души и в разговорах со знакомыми, вспоминая анекдот про не добежавшую до финиша ипподромную лошадь.

Между этими Сциллой и Харибдой есть, вероятно, несколько проточин, куда можно проскочить.

Мой опыт подсказывает, что нужно документировать любые договоренности, противоречащие или дополняющие «бумагу». Запускать этот документ на круг согласования и утверждения. Потом писать допник, смотреть на главного из Заказчиков и делать глаза кота в сапогах из «Шрека».

При расплывчатых «бумажных» формулировках можно писать уточняющие конкретизирующие документы, направлять Заказчику с пометкой типа «в случае не получения возражений в 5-тидневный считается согласованным».

Можно ещё попытаться столкнуть лбами некоторых представителей Заказчика, у которых обнаружится диаметрально противоположный взгляд на решение одной и той же проблемы. Делая ставки и оценивая риски победы одного из них.

Мечтая попасть в те 16% ИТ-проектов, заканчивающиеся, по мнению одной очень авторитетной организации, успешно.  

Опубликовано ещё и здесь:
http://community.livejournal.com/ru_pm/170915.html
и здесь:
http://community.livejournal.com/ru_business_man/1267937.html
 

и здесь:
http://community.livejournal.com/big_money/810206.html
Tags: бизнес
Subscribe

promo shchukin-vlad.ru june 10, 2013 15:00 769
Buy for 10 tokens
Давно уже себя ловлю на мысли, что не знаю где живут мои друзья. Не в смысле, в каком доме, коттедже или больнице, а сугубо регионально. Вот так собирёшься в какой-нибудь блог-тур, захочешь побухать - а не с кем! Или вот есть у меня задачка - передать жж-другу в Полтаву подарунок. А с кем…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments