Щукин Владислав Владимирович (shchukin-vlad.ru) wrote,
Щукин Владислав Владимирович
shchukin-vlad.ru

Потемкинское российское импортозамещение

64908068-5


Слушайте, а чего это диванные патриоты в сети так возбудились? Россия семимильными шагами топает в мировую экономическую блокаду, Крымнаш по дотационному обеспечению скоро обскачет Кавказ, нефть дешевеет так, что новости смотреть страшно, доллар дорожает так, что падение цен на нефть пугает даже меньше. Камамбера в магазине не достать! Но это, допустим, фигня, поскольку скоро с полок пропадут и сыры попроще вместе с говядиной и яблоками.

Впрочем, диванных патриотов это не особо волнует. Они бряцают современным российским вооружением, постепенно поставляемым в войска РФ, а также сочиняют в твиттере панегирики на тему ускоренного импортозамещения, которое избавит нас от всех санкционных тягот, укрепит скрепы, а проклятый гей-запад заставит умыться слезами обиды за то, что он пролюбил такого волшебного делового и геополитического партнера как Россия.

Ладно, я не буду оспаривать тот факт, что в последние несколько лет у нас в стране действительно начало производиться что-то не похожее на нефть и газ. Я даже не буду оспаривать то, что администрация сделала попытку взяться за ум и лихорадочно начала изыскивать возможности снизить импорт. Это все здорово, но давайте немного глубже рассмотрим эти процессы. Вдруг в персике намечающейся российской индустриализации гнилая косточка и личинки плодовых мушек.


Допустим, родина решила сама себя обеспечивать автомобилями. Полностью отечественными. Исконно русскими. Вообразим себе, просто, что нет даже Ладакалины. О чем в первую очередь должна родина подумать? О том, что ее православные машины будут жестко конкурировать с иномарками даже на внутреннем рынке, не говоря уж о внешнем. Соответственно, новый отечественный автомобиль должен быть, во-первых, не хуже, чем уже представленные на рынке, во-вторых, лучше, чем уже представленные на рынке. Чтобы создать такую повозку нужны, во-первых, технологии, во-вторых, инструменты. Предположим, что на бумаге наши умницы инженеры сумели изваять идеальный автомобиль - не дорогой, красивый, надежный, быстрый. Теперь встает вопрос, а на чем его, собственно, сделать? Нужны станки, производственные линии и прочие условия при помощи которых металл принимает некую осмысленную форму, а потом встает в пробку.

Вот видите, как быстро и бесславно закончился русский народный автопром. При всем желании не получится отказаться от французских ведерок, выпускаемых на бывшем АЗЛК и питерских "Хундаев". И у "Рено", и у "Хундая" есть все производственные условия для клепания машинок - станки, конвейеры, проч. - а у нас из всех станков только отвертка, которой мы и осуществляем "отверточную сборку" их продукции, скрепляя между собой детальки, произведенные по европейским технологиям где-то в Азии.

А разгадка одна - импортозамещение нельзя начинать с середины! Первое, чем надо озаботиться, вступая на тернистый путь минимизации импорта - станкостроение. Для производства машин нужны машины, которые будут их производить. Очевидно, что чем современней машины, тем современней должны быть и станки для их производства. Иначе говоря, станкостроение - это синоним технического прогресса. Как ножовкой по дереву вы не сможете разрезать лист металла, так и на оборудовании 60-х годов вы не создадите беспилотный самолет.

Ну и как же поживает станкостроение в нашей стране? Вот вам один фактик: В 1954-м году СССР в общем объеме мирового станкостроения имел долю 18%. Нынешняя Россия имеет долю 0,3%. Иными словами, наше станкостроение почти на самом дне жопы. И как теперь замещать импорт?

Ответ напрашивается сам собой. А давайте закупать не готовую продукцию, а инструменты для ее производства. Конечно, давайте. Именно так мы и поступаем. Сейчас Россия завозит как минимум в трое больше оборудования, чем производит сама. 80% импорта приходится на Китай (кто бы мог подумать!), примерно 5-7% поставляется из Европы. Доля же отечественных производителей на российском рынке станков составляет не более 10%. Красота.

Мы могли бы поступать так же как китайцы, то есть тупо копировать купленные станки (да, эти азиаты копируют не только наши истребители, но и вообще все, что попадает им в руки). Однако, увы, это уже не выгодно. Не очень хороший клон, но зато по доступным ценам, можно приобрести у тех же китайцев, а если выходить с российскими клонами на мировой рынок, то конкурировать предстоит с Китаем. Эта ниша занята прочно.

В общем, пока что наш станкопром держится на импорте и на советских запасах. Последние, кстати, доживают последние годы. По данным Ассоциации "Станкоинструмент", парк механообрабатывающего оборудования, состоящий преимущественно из отечественных станков, за последние 20 лет практически не обновлялся, сократился на 1 миллион единиц и составляет сегодня около полутора миллиона единиц. Более 70 процентов станочного парка эксплуатируется свыше 15-20 лет и находится на грани полного физического износа. Скоро мы лишимся и этого ресурса, а значит 90%-ая импортозависимость в области станкостроения превратится в примерно 98%-ю.

Кстати, вот ещё забавная вещь, большая часть станков, которые каким-то чудом производятся в России уходят на экспорт! помимо стран СНГ (Белоруссия, Казахстан, Украина, Узбекистан и др. - на них приходится около 30% российского экспорта), значительная часть российского экспорта идет в страны дальнего зарубежья, в первую очередь в Германию (30% экспорта) и Китай (17%). Правда неожиданно? А на самом деле все достаточно просто.

Статья на "Эксперте" поясняет:

Когда речь идет об импорте станков в Россию, иностранный производитель, как правило, поставляет станок в рассрочку на три-пять лет. Он в состоянии сделать это, потому что может взять кредит на производство станков у себя в стране под полтора-два-три процента. Японские станкостроители вообще могут взять кредит под одну десятую или даже одну сотую процента годовых на десять лет. А российский станкостроитель берет кредит под 16–18 процентов, а то и больше, причем на год, максимум на два. И таких ставок рентабельность наших заводов не выдерживает. А часто он вообще не может взять кредит, поскольку у провинциальных заводов практически нет залоговых активов.

С другой стороны, когда речь идет о покупке станков в России зарубежным потребителем, он опять-таки может взять кредит на тех же условиях у себя в стране, сразу полностью заплатить за станок и вернуть деньги банку в течение пяти-семи-десяти лет.

Поэтому российскому машиностроителю проще купить импортный станок, а российскому станкостроителю проще продать свой станок за границу. В результате при общем падении производства станков в России более половины производимых у нас станков перед кризисом 2008 года уходило на экспорт. Между российским станкостроением и машиностроением возникла стена финансового непонимания.


Просто класс! Даже те крохи, которые производит страна, она продает. А между прочим годовая потребность нашей промышленности - не менее 50 тысяч новых станков. Надеюсь, вы прочувствовали весь комический трагизм ситуации.

Что же мы имеем в итоге? А то, что импортозамещение у нас чисто потемкинское. Да, мы дико хорохоримся по поводу того, что Россия возрождает национальную промышленность, но возрождает она ее на китайских станках. Свои немногочисленные страна продает, и это само по себе неплохо, значит все-таки может делать конкурентоспособное оборудование, однако это не отменяет того, что собственные нужды страна удовлетворять не в состоянии. Советская жировая прослойка, меж тем, истощается, так что очень скоро патриотикам придется пересмотреть свой взгляд на вещи, ну и китайский язык выучить.

Без собственного станкопрома не будет ни импортозамещения, ни реального промышленного подъема страны. Если ты привозишь почву и рассаду из заграницы, то помидоры, выращенные на территории России не будут ни русскими, ни экономически эффективными. С ракетами, самолетами, смартфонами и электрочайниками та же история. Я кончил.
Tags: Россия, техника, экономика
Subscribe
promo shchukin-vlad.ru июнь 10, 2013 15:00 787
Buy for 10 tokens
Давно уже себя ловлю на мысли, что не знаю где живут мои друзья. Не в смысле, в каком доме, коттедже или больнице, а сугубо регионально. Вот так собирёшься в какой-нибудь блог-тур, захочешь побухать - а не с кем! Или вот есть у меня задачка - передать жж-другу в Полтаву подарунок. А с кем…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 165 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →