Top.Mail.Ru
? ?

shchukin-vlad.ru


очаг поражения головного мозга

сею заумное, злостное, грешное


Previous Entry Share Flag Next Entry
Потемкинское российское импортозамещение
shchukin-vlad.ru
64908068-5


Слушайте, а чего это диванные патриоты в сети так возбудились? Россия семимильными шагами топает в мировую экономическую блокаду, Крымнаш по дотационному обеспечению скоро обскачет Кавказ, нефть дешевеет так, что новости смотреть страшно, доллар дорожает так, что падение цен на нефть пугает даже меньше. Камамбера в магазине не достать! Но это, допустим, фигня, поскольку скоро с полок пропадут и сыры попроще вместе с говядиной и яблоками.

Впрочем, диванных патриотов это не особо волнует. Они бряцают современным российским вооружением, постепенно поставляемым в войска РФ, а также сочиняют в твиттере панегирики на тему ускоренного импортозамещения, которое избавит нас от всех санкционных тягот, укрепит скрепы, а проклятый гей-запад заставит умыться слезами обиды за то, что он пролюбил такого волшебного делового и геополитического партнера как Россия.

Ладно, я не буду оспаривать тот факт, что в последние несколько лет у нас в стране действительно начало производиться что-то не похожее на нефть и газ. Я даже не буду оспаривать то, что администрация сделала попытку взяться за ум и лихорадочно начала изыскивать возможности снизить импорт. Это все здорово, но давайте немного глубже рассмотрим эти процессы. Вдруг в персике намечающейся российской индустриализации гнилая косточка и личинки плодовых мушек.


Допустим, родина решила сама себя обеспечивать автомобилями. Полностью отечественными. Исконно русскими. Вообразим себе, просто, что нет даже Ладакалины. О чем в первую очередь должна родина подумать? О том, что ее православные машины будут жестко конкурировать с иномарками даже на внутреннем рынке, не говоря уж о внешнем. Соответственно, новый отечественный автомобиль должен быть, во-первых, не хуже, чем уже представленные на рынке, во-вторых, лучше, чем уже представленные на рынке. Чтобы создать такую повозку нужны, во-первых, технологии, во-вторых, инструменты. Предположим, что на бумаге наши умницы инженеры сумели изваять идеальный автомобиль - не дорогой, красивый, надежный, быстрый. Теперь встает вопрос, а на чем его, собственно, сделать? Нужны станки, производственные линии и прочие условия при помощи которых металл принимает некую осмысленную форму, а потом встает в пробку.

Вот видите, как быстро и бесславно закончился русский народный автопром. При всем желании не получится отказаться от французских ведерок, выпускаемых на бывшем АЗЛК и питерских "Хундаев". И у "Рено", и у "Хундая" есть все производственные условия для клепания машинок - станки, конвейеры, проч. - а у нас из всех станков только отвертка, которой мы и осуществляем "отверточную сборку" их продукции, скрепляя между собой детальки, произведенные по европейским технологиям где-то в Азии.

А разгадка одна - импортозамещение нельзя начинать с середины! Первое, чем надо озаботиться, вступая на тернистый путь минимизации импорта - станкостроение. Для производства машин нужны машины, которые будут их производить. Очевидно, что чем современней машины, тем современней должны быть и станки для их производства. Иначе говоря, станкостроение - это синоним технического прогресса. Как ножовкой по дереву вы не сможете разрезать лист металла, так и на оборудовании 60-х годов вы не создадите беспилотный самолет.

Ну и как же поживает станкостроение в нашей стране? Вот вам один фактик: В 1954-м году СССР в общем объеме мирового станкостроения имел долю 18%. Нынешняя Россия имеет долю 0,3%. Иными словами, наше станкостроение почти на самом дне жопы. И как теперь замещать импорт?

Ответ напрашивается сам собой. А давайте закупать не готовую продукцию, а инструменты для ее производства. Конечно, давайте. Именно так мы и поступаем. Сейчас Россия завозит как минимум в трое больше оборудования, чем производит сама. 80% импорта приходится на Китай (кто бы мог подумать!), примерно 5-7% поставляется из Европы. Доля же отечественных производителей на российском рынке станков составляет не более 10%. Красота.

Мы могли бы поступать так же как китайцы, то есть тупо копировать купленные станки (да, эти азиаты копируют не только наши истребители, но и вообще все, что попадает им в руки). Однако, увы, это уже не выгодно. Не очень хороший клон, но зато по доступным ценам, можно приобрести у тех же китайцев, а если выходить с российскими клонами на мировой рынок, то конкурировать предстоит с Китаем. Эта ниша занята прочно.

В общем, пока что наш станкопром держится на импорте и на советских запасах. Последние, кстати, доживают последние годы. По данным Ассоциации "Станкоинструмент", парк механообрабатывающего оборудования, состоящий преимущественно из отечественных станков, за последние 20 лет практически не обновлялся, сократился на 1 миллион единиц и составляет сегодня около полутора миллиона единиц. Более 70 процентов станочного парка эксплуатируется свыше 15-20 лет и находится на грани полного физического износа. Скоро мы лишимся и этого ресурса, а значит 90%-ая импортозависимость в области станкостроения превратится в примерно 98%-ю.

Кстати, вот ещё забавная вещь, большая часть станков, которые каким-то чудом производятся в России уходят на экспорт! помимо стран СНГ (Белоруссия, Казахстан, Украина, Узбекистан и др. - на них приходится около 30% российского экспорта), значительная часть российского экспорта идет в страны дальнего зарубежья, в первую очередь в Германию (30% экспорта) и Китай (17%). Правда неожиданно? А на самом деле все достаточно просто.

Статья на "Эксперте" поясняет:

Когда речь идет об импорте станков в Россию, иностранный производитель, как правило, поставляет станок в рассрочку на три-пять лет. Он в состоянии сделать это, потому что может взять кредит на производство станков у себя в стране под полтора-два-три процента. Японские станкостроители вообще могут взять кредит под одну десятую или даже одну сотую процента годовых на десять лет. А российский станкостроитель берет кредит под 16–18 процентов, а то и больше, причем на год, максимум на два. И таких ставок рентабельность наших заводов не выдерживает. А часто он вообще не может взять кредит, поскольку у провинциальных заводов практически нет залоговых активов.

С другой стороны, когда речь идет о покупке станков в России зарубежным потребителем, он опять-таки может взять кредит на тех же условиях у себя в стране, сразу полностью заплатить за станок и вернуть деньги банку в течение пяти-семи-десяти лет.

Поэтому российскому машиностроителю проще купить импортный станок, а российскому станкостроителю проще продать свой станок за границу. В результате при общем падении производства станков в России более половины производимых у нас станков перед кризисом 2008 года уходило на экспорт. Между российским станкостроением и машиностроением возникла стена финансового непонимания.


Просто класс! Даже те крохи, которые производит страна, она продает. А между прочим годовая потребность нашей промышленности - не менее 50 тысяч новых станков. Надеюсь, вы прочувствовали весь комический трагизм ситуации.

Что же мы имеем в итоге? А то, что импортозамещение у нас чисто потемкинское. Да, мы дико хорохоримся по поводу того, что Россия возрождает национальную промышленность, но возрождает она ее на китайских станках. Свои немногочисленные страна продает, и это само по себе неплохо, значит все-таки может делать конкурентоспособное оборудование, однако это не отменяет того, что собственные нужды страна удовлетворять не в состоянии. Советская жировая прослойка, меж тем, истощается, так что очень скоро патриотикам придется пересмотреть свой взгляд на вещи, ну и китайский язык выучить.

Без собственного станкопрома не будет ни импортозамещения, ни реального промышленного подъема страны. Если ты привозишь почву и рассаду из заграницы, то помидоры, выращенные на территории России не будут ни русскими, ни экономически эффективными. С ракетами, самолетами, смартфонами и электрочайниками та же история. Я кончил.


promo shchukin-vlad.ru июнь 10, 2013 15:00 769
Buy for 10 tokens
Давно уже себя ловлю на мысли, что не знаю где живут мои друзья. Не в смысле, в каком доме, коттедже или больнице, а сугубо регионально. Вот так собирёшься в какой-нибудь блог-тур, захочешь побухать - а не с кем! Или вот есть у меня задачка - передать жж-другу в Полтаву подарунок. А с кем…

Надо замещать все реально, а не на словах.

нужно создавать для этого реальные условия

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Насчет помидоров, хорошее сравнение!

с этим никогда не было проблем

Я не понимаю, по-вашему надо было Путину отмолчаться в ответ на западные санкции и все стерпеть? Не солидно.

я тут про конкретный момент, связанный с импортозамещением написал
причем тут Путин?

Предприятия порушили в 90е вот от туда все проблемы.

Прям всплакнула..

В какой же Россия жопе.. и только Щукин видит все проблемы в нашей стране..
"С ракетами.. та же история." - это с какими?
Не знала,что горюешь о том,что "Крым наш!" - буду знать..

Re: Прям всплакнула..

не горюю, а трезво анализирую
ну и троллю кого надо тоже)

Это точно китайский язык по любому надо выучить, тоже подумала насчет помидоров хорошее сравнение:) и надо реально действовать без слов, слова есть слова нужно действия и может что то получится.

если все деньги на Роснефть не потратим, конечно сделаем)

И все таки станки и инструмент начинаются с технологии, технические ВУЗы все больше конструкторов выпускает а технологи как мамонты... вымерли.

нет такой специальности?

Ничего, все будет нормально.

С одной стороны санкции еще и хорошо, вынудили хоть что-то делать. Только почему раньше - до Крыма, до всего этого не озаботиться налаживанием отечественной промышленности. А то как бы петух клюнул и началось.

лучше поздно, чем никогда

Нужно сокращать производство автомобилей, а развивать современный общественный транспорт. Сколько железа, трудозатрат, бензина, парковки требует автомобиль, перемещая одну-две, в лучшем случае, четыре задницы.

народ уже привык к комфорту

Надеюсь, голодать не будем)

это вряд ли, огороды прокормят

эти азиаты копируют не только наши истребители, но и во

а вот на минуточку представьте, если инопланетяне приземлятся на в США (как по планам Голливуда), а в Китае. И на ночь оставят летающую тарелку без присмотра.

Re: эти азиаты копируют не только наши истребители, но и

это сюжет для кина)

Пока страна сидит на нефтяной игле, ни кто даже и пальцем не пошевелит, чтобы начать что-то возрождать, а после того, как нефть обвалится ниже плинтуса, будет уже поздно шевелить пальцами. Потому нужно гнать сами знаете кого и приглашать "варягов", как уже было.