Щукин Влад (shchukin-vlad.ru) wrote,
Щукин Влад
shchukin-vlad.ru

Category:

Как я получил «Солнечный удар»

IMG_3541

Выполняю обещание рассказать про мировую премьеру фильма Никиты Михалкова «Солнечный удар».
Она прошла сразу в трёх городах: в Сербском Белграде, в наших Симферополе и Севастополе. Почему именно в них? Читайте дальше.

Основой для сценария стали два рассказа Ивана Бунина: «Солнечный удар» и «Окаянные дни». И это не гламурное «по мотивам», когда жалеешь, что автор не может воскреснуть, дабы умертвить режиссера с его «видением». Тут всё, как называется, по чесноку.
Казалось бы, использование классики даёт кинематографисту определенный карт-бланш. Бережное отношение к первоисточнику это почти половина успеха. У кого повернётся язык назвать любовную историю из рассказа Бунина пошлой или развратной? Несмотря на то, что здесь была и супружеская измена и обман. Но пусть тот, кто без греха первый бросит в меня камень (с).
Однако, обращение к классике имеет и вторую сторону. Картинка должна быть абсолютно идентичной. Качество прорисовки всех деталей, вплоть до самых мелких и незначительных, должно быть на максимальном уровне.
С великих режиссеров и спрос соответствующий.

Конечно, можно многое состряпать на компьютере, но кому интересен мультфильм после «Аватара»? К слову, в «Солнечном ударе» тоже есть компьютерная графика, но она сделана так, что её не отличить от живой картинки. Вернее, мозг понимает, что этот пейзаж, скорее всего, сделан на компе, но глаз эти мегапиксели различить не может.
В погоне за идеалом натуральности и идентичности, все сцены на воде сняты в Швейцарии. Ну такие, с большими колесами, как в «Волга-Волга».
Только там, на Женевском озере, сохранились в рабочем состоянии пароходы того времени. Красивые, кстати. Когда их три сразу появляется в одном кадре, то каждой сухопутной крысе хочется стать морской свинкой!

Колоссальный труд сотворили художники и декораторы. Именно они воздвигли причалы и набережные так, чтобы никто не заподозрил, что это не Россия и не начало ХХ века.
Кстати, швейцарцы потом, по окончании съёмок, очень сильно просили оставить всё это им в таком первозданном виде.


В общем, могу констатировать, что не заметил ничего, что в моём понимании выдавало бы не Волгу и не начало ХХ века.
Визуально всё создано так, что «Солнечный удар» необходимо смотреть на широком экране, а не на планшете. Однозначно!

IMG_3508


Сюжет пересказывать не вижу смысла. Кто читал, тот помнит, кто не читал – отличный повод протянуть руку к книжной полке или скачать текст на каком-нибудь бездушном литресе.
Главное, что привнесли авторы в повествование - они смогли связать, неожиданно, но органично, две бунинские истории в одну. Хотя от «Солнечного удара» там гораздо больше, но и состояние России в 1920 году, описанное в «Окаянных днях», тоже можно считать как последствия глобального солнечного удара.

Лично меня порадовал выбор актёров на главные роли. Если уж говорить на чистоту, я и из эпизодических узнал только пару-тройку лиц. Это хорошо, когда за актёром не тянется шлейф из штампов прежних ролей.
Причем, как сознался Михалков на пресс-конференции, когда информация об актёрах, занятых на главных ролях, Викторию Соловьёву и Мартинса Калиту, просочилась в прессу, их тут же начали забрасывать предложениями о пробах и съемках. Однако, у них в контрактах стоял соответствующий пункт.

p_F

20141002014005_05


Потому что, они должны были «выстрелить» именно как примы в «Солнечном ударе». Про них даже Википедия ничего не знает!

Ещё немного про личные ощущения.
Викторию я узнал сразу.
А вот Мартинса я в жизни сразу не признал. Понятно, что бородка, очки и форма могут изменить человека. Но мне показалось, что и харизма у Мартинса совсем иная, чем у его киношного героя.

IMG_3698


Фильм длится 180 минут. Да, это вещь не для клипового мышления. Хотя пара эпизодов мне показались затянутыми, в целом я не готов предложить что-то вырезать без ущерба для главной идеи киноленты.
Кроме того, скоро на телеэкраны выйдет сериал «Солнечный удар», 5 серий по 45 минут. По словам Михалкова, это будет расширенная версия картины.

w_image_1357567970566_742


Мне удалось побывать на обоих российских премьерах. В Симферополе она прошла в Украинском театре, в Севастополе в русском драматическом театре имени Луначарского.
Везде был аншлаг, ставили дополнительные сидения. Все зрители посмотрели до конца 3-х часовой фильм.

IMG_3519


Ну, а в конце благодарных зрителей ожидал приятный сюрприз.
В финальных титрах начал звучать старинный романс «Не для меня придёт весна», в исполнении Михалкова. И тут на сцену выходит сам мэтр в сопровождении Кубанского казачьего хора и допевает эту песню уже в живую.

IMG_3646


Думаю, что этот романс для завершения был выбран не случайно.
Слова этого романса написал Молчанов - офицер черноморского флота.
Этот романс очень нравился Бунину.
И именно этот романс напевал главный герой фильма «Пять вечеров», снятого Михалковым.

Возвращаюсь к вопросу: почему мировая премьера началась с Белграда?
После поражения в гражданской войне произошла массовая эмиграция бойцов белой армии, офицерства, казачества. Как-то у нас принято считать, что большинство из них оказались в Париже. Но это не так. Далеко не всем удалось добраться до Франции. Очень много наших соотечественников нашли приют в православной Сербии.

SKOR8747 - Version 2


Именно в Белграде находится могила адмирала Врангеля. Который бежал с остатками своего войска из осажденного красногвардейцами Крыма.
Так же логично и справедливо, что мировая премьера прошла в Симферополе и Севастополе.
Так же логично и справедливо, я считаю, в российском Симферополе и российском Севастополе.

Не могу не сказать очень важной вещи. Говорящей о том, что некоторые произведения вековой давности становятся для нас чуть ли не пророческими.
Взгляните на фото с рабочих дней съёмки. Это легкоузнаваемый памятник Дюку.

jZ81f17uHtQ


В фильме вы этого Дюка не увидите. Как и упоминания о том, что на юге России - в Одессе, в период гражданской войны погибли миллионы русских. Когда писался сценарий к «Солнечному удару», никому и в голову придти не могло, что массовое убийство людей это не пережиток давно ушедшей войны, а реалии сегодняшней.
Создатели картины исправили титры, чтобы не провоцировать известные силы и не подвергать риску тех людей, которые были задействованы в массовых сценах.
Как бы это дико не звучало для нашего ХХI-го века.
Но, хочу напомнить последние слова из тех же «Пяти вечеров»: …лишь бы не было войны.

Вообще, в фильме много вопросов. Можно сказать, что этот фильм целиком состоит из вопросов. Уверен, что более въедливые и профессиональные кинокритики разберут «Солнечный удар» по эпизодам и даже по кадрам. И, более чем уверен, что у каждого будет своя трактовка, у каждого будет своё «Не для меня…».
Некоторые фрагменты киноленты, к сожалению, очень четко проецируются на нынешнее время. Рассуждения одного подпоручика про ненависть к русской литературе и про равнодушие, которое губит людей и разрушает государства, актуальны и сейчас. Ответы на них тоже должны мы дать сами.
Мне повезло. Посчастливилось задать свои вопросы лично Никите Сергеевичу. Но это тема следующего моего поста.

IMG_3677

Tags: Россия, культура, фильмы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo shchukin-vlad.ru june 10, 2013 15:00 769
Buy for 10 tokens
Давно уже себя ловлю на мысли, что не знаю где живут мои друзья. Не в смысле, в каком доме, коттедже или больнице, а сугубо регионально. Вот так собирёшься в какой-нибудь блог-тур, захочешь побухать - а не с кем! Или вот есть у меня задачка - передать жж-другу в Полтаву подарунок. А с кем…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 349 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal