Щукин Владислав Владимирович (shchukin-vlad.ru) wrote,
Щукин Владислав Владимирович
shchukin-vlad.ru

Categories:

"Неандертальцы" мира авиации

Factory-Plane


Первая половина прошлого века известна массой печальных событий в истории человечества. Только две Мировые войны чего стоят. Вторая, кстати, плавно перетекла в Третью, но холодную. И да, та самая "холодная война» проходила далеко не только между СССР и США. В нее так или иначе были вовлечены почти все страны. За Третьей холодной пришла Четвертая прохладная, вроде бы именно так современные политологи определяют нынешнее положение дел на мировой арене.

В любом случае подобное обилие войн разного толка должно было отразиться на технологическом развитии цивилизации. И отразилось. Позитивно или негативно - вопрос личной оценки, я лишь скажу, что этот пост вы читаете благодаря изобретенному в секретных лабораториях Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (DARPA) интернету. Однако, помимо столь перспективных и полезных вещей как всемирная сеть, технологическая эволюция произвела на свет и ряд довольно странных устройств и агрегатов. Большая часть из них вымерла, конечно.

Я расскажу о некоторых "неандертальцах" из мира вооружения. Они будут связаны с гидроавиацией. Просто потому, что надо же как-то ограничить тему, чтобы не публиковать тут Большую советскую энциклопедию в тридцати томах.



Итак, годах в 1930-х в головы военных инженеров начала стучаться мысль о том, что неплохо бы создать такую подводную лодку, которая могла бы ещё и летать по небу, ну или такой самолет, который мог бы ещё и плавать под водой. На фига это было нужно? Просто между первой и второй (мировыми войнами) страны крепко призадумались о повышении обороноспособности, так что в ход шли даже самые экстравагантные идеи.

О том с какими проблемами столкнулись конструкторы и инженеры особо распространяться не буду. Думаю, они очевидны для всех, кто закончил среднюю школу в доЕГЭшные времена. Летающая субмарина должна быть эффективной и в воде, и в воздухе, однако все осложняется тем, что вода в 775 раз плотнее воздуха. То есть при разработке необходимо учитывать зачастую противоречащие друг другу требования аэродинамики и гидродинамики. Ну, например, большой технической проблемой является масса летающей подлодки. В соответствии с законом Архимеда, для нахождения под водой на постоянной глубине, масса вытесняемой субмариной воды должна быть равна массе самой субмарины. Это противоречит подходу к проектированию летательного аппарата, который гласит, что самолёт должен быть как можно легче. Ну и так далее.

Тем не менее, разработчиков трудности не пугали. В частности, советских. С 1934 по 1938 годы проектом летающей подводной лодки (сокращённо: ЛПЛ) руководил тогда ещё курсант Ленинградского военно-морского инженерного училища Борис Ушаков. В основе изобретения был гидросамолёт, способный погружаться под воду. ЛПЛ представляла собой трёхмоторный двухпоплавковый гидросамолет, оборудованный перископом.


1280px-Flying_submarine_Russia.svg

Чертёж ЛПЛ Ушакова


Два года концепт дорабатывался напильником на бумаге и в 1936-м был передан на рассмотрение в научно-исследовательский военный комитет РККА. Тамошнюю проверку он поначалу прошел успешно, однако при проведении повторных расчётов были найдены неточности, которые привели к приостановке проекта. Ушаков получил повышение по службе, но заниматься разработкой своей ЛПЛ он мог теперь только свободное время. Это дело он не забросил и в январе 1938 года вновь переработанный проект был вновь рассмотрен научно-исследовательской комиссией. Окончательная версия ЛПЛ представляла собой цельнометаллический самолёт со скоростью полёта 100 узлов (185 км/ч) и скоростью хода под водой порядка 3-х узлов (примерно 5,5 км/ч).

Характеристики, прямо скажем, даже для того времени не особо впечатляющие, особенно это касается скорости перемещения под водой. В 1938 году научно-исследовательский военный комитет РККА постановил свернуть работы по проекту Летающей подводной лодки именно по этой причине. В постановлении в частности говорилось, что после обнаружения ЛПЛ кораблём, последний запросто успеет сменить курс, и в итоге боевое задание будет сорвано.


ЛПЛ Ушакова 1 и 2

Концепт-арт ЛПЛ Ушакова


А так, летающую субмарину планировалось использовать для торпедной атаки судов в открытом море. Она должна была обнаружить корабль с воздуха, вычислить его курс, выйти из зоны видимости корабля и, перейдя в подводное положение, атаковать его. Так же ЛПЛ мог бы перелетать минные заграждений вокруг баз и районов плавания вражеских судов. Подобный маневр сильно облегчил бы разведывательные операции.

США тоже разрабатывали свою летающую подводную лодку, но они стали это делать уже после Второй мировой, в начале 60-х. Дональд Рэйд построил радиоуправляемую демонстрационную модель ЛПЛ с размерами 1х1 метр, и его изобретение даже удостоилось статьи в одном научно-популярном журнале. Рейдом и его машиной заинтересовались военные. Они провели исследования, выяснили, что проект вполне реализуем в оригинальном размере, и была построена первая американская ЛПЛ Commander.


Commander

Commander


Правда, дальше прототипа дело не пошло. Загвоздка в том, что баки с горючим у Commander представляли собой цистерны для погружения. После посадки на воду горючее откачивалось в воду и в баки закачивалась балластная вода. То есть взлёт после погружения был в принципе невозможен. FAIL.

Сейчас летающие подлодки встречаются разве только в компьютерных играх, поскольку именно там законы физики могут корректироваться фантазией программистов. В реальной действительности ЛПЛ встречаются только в виде окаменелостей, так сказать))


Red Alert

Японская летающая подводная лодка из игры Red Alert 3


Не менее амбициозным проектом первой половины прошлого века были и подводные авианосцы. В современном подводном кораблестроении подводная авиация не используется, но во Время второй мировой войны примеры были. Япония, например, относительно успешно применяла подводные авианосцы.


101253_600

I-25


В сентябре 1942 года самолет с подлодки I-25 совершил налет на территорию штата Орегон (США), сбросив две 76-килограммовые зажигательные бомбы, которые, по плану японского командования, должны были вызвать обширные пожары в лесных массивах. Этого, однако, не произошло, а разрушительный эффект был незначительным. Зато психологический эффект был очень внушительным. Американцы не знали каким образом была проведена атака, а потому вероятно, на какое-то время сильно подсели на измену. Впрочем, это был единственный случай бомбардировки континентальной части США за всю войну.

А действовал подводный авианосец следующим образом. Самолёты хранились в сложенном виде в специальном ангаре внутри субмарины. Взлёт осуществлялся в надводном положении лодки, после вывода самолёта из ангара и сборки. На палубе в носовой части субмарины имелись специальные полозья катапульты укороченного старта, с которых самолёт поднимался в небо. После завершения полёта самолёт приводнялся и убирался обратно в ангар лодки. Простенько, но со вкусом.


i-400

Японский подводный авианосец I-400


Помимо Японии имели на вооружении или разрабатывали подводные авианосцы Великобритания (ее М2 в 1932-м затонула недалеко от Портленда и Британский ВМФ отказался от подводных авианосцев), Франция (ее субмарина Сюркуф 1930 года постройки погибла в 1942 году), СССР (не реализовал проект) и США (разрабатывали в 50-х).

В наши относительно мирные времена экстравагантные проекты в области гидроавиации направлены в основном в мирное русло. Так, например, дизайнер Елкин Октури разработал проект первого парусного гидросамолета.

В таком футуристическом летательном аппарате имеется пара крыльев, расположенных в режиме полета горизонтально (размах крыла 37,7 метра) либо в режиме парусника вертикально, и в высоту достигают 18,5 метра. Аппарат, может разместить на борту до четырех пассажиров. Называется он довольно незамысловато, Sailing aircraft (Парусный самолёт). Выглядит как огромная стрекоза:


Летающий парусник


Конечно, эта штука вряд ли станет мейнстримом водно-воздушного транспорта, но фантазировать не вредно же. Может быть какой-нибудь олигарх, в собственности которого имеются несколько островов одного архипелага, и закажет "стрекозу" для перемещения по своим владениям.

В целом же, гидроавиация в наши дни хоть и применяется, но довольно нечасто и в весьма специфических случаях. Между прочим, российская гидроавиационная школа считается одной из лучших в мире. У нас каждый год даже проводится специализированное мероприятие "Гидроавиасалон", обычно на территориях испытательно-экспериментальной базы Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) им. Г.М. Бериева и аэропорта Геленджик Краснодарского края. В этом году он будет проходить с 4 по 7 сентября.


Бе-200

Бе-200 сбрасывает на очаг возгорания патриотизм))


Одним из главных наших современных гидросамолетов является Бе-200. Чаще всего его использует МЧС для тушения природных пожаров, в этом плане машина очень эффективна. Данный самолет год от года модернизируется и в текущем году Бе-200 получит новый комплекс бортового оборудования разработки Концерна "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) госкорпорации Ростех. Макет-демонстратор кабины самолета-амфибии КРЭТ планирует продемонстрировать на "Гидроавиасалоне-2014".

Подытоживая, можно сказать, что мирные времена ставят перед техникой задачи ничуть не менее сложные, чем военные. Мирное время не избавляет человека от каждодневной борьбы за выживание, а поскольку ни когтей, ни мощных челюстей у представителей нашего вида нет, надеяться приходиться только на технологии. Последние позволят нам протянуть на этой планете ещё какое-то время, ну а дальше безграничность вселенной сама разберется как с кем поступить.

Tags: техника
Subscribe
promo shchukin-vlad.ru june 10, 2013 15:00 787
Buy for 10 tokens
Давно уже себя ловлю на мысли, что не знаю где живут мои друзья. Не в смысле, в каком доме, коттедже или больнице, а сугубо регионально. Вот так собирёшься в какой-нибудь блог-тур, захочешь побухать - а не с кем! Или вот есть у меня задачка - передать жж-другу в Полтаву подарунок. А с кем…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 150 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →