Как многие представители моего поколения, я вырос на фильмах о войне.
"В бой идут одни старики", "Они сражались за Родину", "А зори здесь тихие"...
Поэтому любую новую картину, как ни крути, я гляжу сквозь призму этих нестареющих кино-шедевров.
Вот в этот раз я, пользуясь случаем и свободным временем, посмотрел недавно снятый сериал, в название которого строка одной из лучших, на мой взгляд, военных песен "На безымянной высоте".
Название, кстати, вполне соответствует. Сюжет фильма развивается как раз вокруг выполнения боевой задачи по захвату и удержанию высоты, когда линия фронта в 1944 году пролегала в Белоруссии.
Главных интриг в сюжете две. Военная и любовная.
Рядовой Малахов, шут и балабол (видимо, эта фамилия становится нарицательной), попадает в часть и знакомится с чемпионкой по стрельбе, а ныне снайпером Позднеевой. Недавно откинувшийся с зоны Малахов тут же кладёт глаз на суровую, но красивую чемпионку.
Однако, она от него шарахается и, судя по всему, сохнет по лейтенанту Малютину. Вообще, Ольга Позднеева созналась в последней серии, что кто с ней замутит, тот долго не живёт, погибает сразу. Во избежание потенциальных потерь она уже подумывает о целибате. Но сердце же не железное, правда, Оль?
Сам же лейтенант Малютин тащится от связистки Кати.
Такой вот сложный любовный многоугольник.
С военной точки зрения главная тема - дуэль двух снайперов: уже упомянутой Ольги и немецкого аса.
Ну и собственно, уже в финале - битва за высоту.
В целом, по своим ощущениям и, не вдаваясь особо в подробности, могу сказать следующее.
Фильм несёт несколько родимых пятен нашего пост-советсткого кинематографа.
Во-первых, складывается впечатление, что идёт противостояние Красной Армии не с гитлеровцами, а с различными "смершами", заградотрядами НКВД и прочими особистами. Больше эфирного времени уделено именно этому, а не тем же боевым действиям против врага.
Ощущение такое, что люди не за Родину воюют, а за страх.
Как говорится, при Сталине такого не было.
Возвращаясь к лучшим работам советских режиссёров, то у них хорошо получалось в одном действе гармонично переплести все линии (человеческие и военные). И патриотическое кино снять без всякого излишнего пафоса в кадре.
Тут же некоторые сцены выглядят неестественными. Например, командир никогда не стал бы называть своего бойца на "Вы". Если только не хочет отчитать его. Или находится при вышестоящем начальстве. Или в лубочном фильме 40-50-ых годов.
Ну не станет командир "выкать" человеку, с которым из одного котелка в окопе щи хлебает!
Ещё момент. Стоило только пробиться чему-либо человеческому через солдатскую личину и всё - кирдык!
Вот только пожалел капитан-особист двух бойцов-власовцев, так ту же был вынужден прострелить себе голову и пролить кровь на незакрытое уголовное дело.
Или, вот только на минуту представил свою Гретель, бегущую в одуванчиках, фашистский снайпер, та к тут же также получил пулю в лоб. От Оли, естественно. Которая наоборот, ни про никакого мужика в кустах не фантазировала (напоминаю про целибат), потому и не промахнулась.
Несмотря на замеченные мною недочёты, всё-таки, это неплохая картина про войну. Никаких исторических ляпов мною замечено не было. Да и драматургия, как я уже упоминал, не подкачала.
Немного про актёров. Можно сказать из-за них я сериал и посмотрел. Малахова играет Алексей Чадов, лейтенанта Малютина - Владимир Яглыч, снайпершу - Виктория Толстоганова.
Отдельно хочу сказать про Анатолия Кота, который сыграл капитана-особиста. Помню его ещё с "Маргоши". Умеет же сыграть такую сволочь, что хочется сразу дать ему в морду. Вот и в этот раз роль у него была неоднозначна, но справился он с ней шикарно. Наблюдал за ним с удовольствием.
В заключении небольшая полезная инфа. Вполне бесплатно и законно можно сериал "На безымянной высоте" смотреть вот по этой ссылке. Кроме этого, на сайте можно найти ещё много интересного кино, и не только про войну.
В нынешнее время суровой борьбы за права копирайта это тоже существенно.
Вы-то как относитесь к кино про войну?
Journal information