
Так уж принято, что тоннелепроходческие щиты строители московского метрополитена называют женскими именами. Щит, который начал строить тоннель на новой Кожуховской ветке назвали "Лилия".
Причем Лилия получилась "девушкой" уникальной, единственной в стране. Если её "сёстры" имеют диаметр около шести метров - привычный нам стандарт тоннеля метро, то Лиля просто настоящий гигант и вундеркинд. Её диаметр почти 11 метров. А стало быть, она сможет строить тоннель, в котором поместятся оба направления поездов.

Всего на новой ветке метро длиной более 17 километров будет 9 станций: "Авиамоторная" (пересадочная с одноимённой станцией Калининской линии), "Нижегородская улица" (пересадочная на станцию строящегося Третьего пересадочного контура), "Стахановская", "Окская улица", "Юго-Восточная", "Косино" (пересадочная со станцией "Лермонтовский проспект" Таганско-Краснопресненской линии)", "Улица Дмитриевского", "Лухмановская" и "Некрасовка". Да-да, наконец-то отдаленная Некрасовка станет не столь отдалённой.
Порадуются не только некрасовцы, Кожуховская линия станет в буквальном смысле родной для 800 тысяч москвичей.

При этом должны разгрузиться Калининская и Таганско-Краснопресненские линии, которые в этом направлении "слегка" перегружены.
Так вот, Лилия начала делать тоннель на участке от станции "Косино" до станции "Нижегородская улица". И если скорость её 6-метровых "сестёр" примерно 250 погонных метров в месяц, то у Лили около 400. Благодаря такой скорости московские метростроевцы планируют пусть метро в Некрасовку уже в следующем году!

Вообще же, у Лилии есть официальное название: тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) Herrenknecht S-956. Сделали его на заводе в Германии и самое сложное было его доставить в нашу столицу, размеры Лилии нешуточные: трёхэтажный передвижной завод длиной 66 метров и массой более 1600 тонн. В итоге было задействовано четыре вида транспорта. Сначала автотранспортом довезли в речной порт в Германии, потом речным транспортом до моря. Морским путём доставили в Питер и оттуда уже автоколонна довезла ТПМК в Москву.

То, что я назвал щит заводом не опечатка. Ведь в смене, которая будет обслуживать этот комплекс, будет почти полсотни человек. Отработанный грунт по конвейерам будет подниматься на верх со скоростью до тысячи тонн в час.

Вот такая девушка Лилия сегодня роет тоннели под землей в Москве.
Journal information