Щукин Влад (shchukin-vlad.ru) wrote,
Щукин Влад
shchukin-vlad.ru

Categories:

От БигМака до Иванова

Путеводитель по индексам, полезным для каждого

В канун 2016 года в телевизоре, к сожалению, не слишком позитивные новости. Не буду перечислять, вы и так всё это видите. Но меня лично удивляет, что в декабре, а не в январе как это обычно бывает, нас информируют о грядущем и существующем росте цен. Учитывая «Платон», санкции и кризис в этих «новостях» ничего нового, мы теперь живём иначе и вынуждены следить за состоянием экономики своей страны наравне с экспертами.

Вот только ключевые макроэкономические показатели к коим относятся ВВП, уровень инфляции и безработицы, темп экономического роста и национальный доход не могут объяснить человеку без профильного образования «сколько стоит жизнь» в его стране, городе или посёлке и как ему управлять собственным бюджетом, чтобы сделать траты рациональными.

А между тем аналитики давно все придумали. Они вычисляют и публикуют так называемые потребительские индексы, вносящие кристальную ясность во все наши недоумения. Индексы помогают разобраться в восходящих трендах и динамике цен, сравнивают предложения различных продавцов и показывают, что и где выгодно приобрести. Для среднестатистического потребителя, стремящегося экономить и планировать свои расходы в период роста цен — это вполне доступные для понимания показатели. Вот вам некоторые из них, особенно нелишние сейчас, перед Новым годом.




Индекс Биг-Мака (на языке оригинала Big Mac Index). Самый известный и самый популярный в глобальном масштабе индекс, придуманный британским журналом The Economist. Определяет реальные курсы валют в разных государствах, используя в качестве базы для сравнения одноименный бургер компании McDonald’s, точнее – необходимые для его изготовления продукты. В начале декабря индекс Биг-Мака показывал, что рубль стоит в два раза меньше, чем должен, и его курс к доллару по справедливости - те самые 30-35 рублей, которые он и стоил пару лет назад.

Индекс Оливье. Самый известный потребительский индекс российского происхождения, использующий тот же принцип, что и предыдущий, но нацеленный на сравнение стоимости продуктов в разных регионах России или динамики цен на них во времени. Впервые был опубликован в 2009 году В 2015 году приготовить традиционный российский «Оливье» на Дальнем Востоке можно за 145-315 рублей, в Сибири – за 160-290 рублей, а в Москве, например, за 145-340 рублей. По сравнению с 2012 годом этот самый народный салат страны подорожал в среднем на 47 рублей.

Индекс «Пятерочки». Относительно новый показатель, который рассчитывает ритейлер X5 – на основе цен в сети «Пятерочка». Как пишут на сайте X5, технологию расчета «верифицировал Росстат». Индекс показывает разницу между средней стоимостью минимального набора продуктов в сети и по расчетам Росстата. В ноябре составил 99%, что значит, что в «Пятерочке» минимальный проднабор был дешевле, чем в среднем по России. В Москве средняя стоимость набора «Пятёрочки» была равна 3 658 руб., индекс «Пятерочки» — 87%, в Санкт-Петербурге набор в среднем стоил 4 058 руб., а индекс был равен 96%. Еще в X5 считают реальную стоимость продуктов в наборе, правда, выбрав для расчетов только самые дешевые товары. В ноябре его цена для европейской части России оказалась в полтора раза ниже среднего показателя Росстата (такой набор в «Пятёрочке» стоил 1 911 рублей).

Индекс Иванова. Полностью называется «Потребительский индекс Иванова», рассчитывается аналитиками «Сбербанк CIB» и отражает финансовые предпочтения среднестатистической российской семьи. В ноябре «Индекс Иванова» зафиксировал рост интереса к дешевым товарам и магазинам: доля покупателей дешевых товаров только за квартал выросла с 63% до 69%, из них 65 % выбирают дешевые магазины, 61% стали есть меньше деликатесов, а 55% покупают товары "по акциям".

Индекс Деда Мороза. Показывает изменение стоимости «мешка новогодних подарков» для среднестатистической семьи из триммера, одеколона, шерстяного пальто, смартфона, детского конструктора и футбольного мяча. По данным на ноябрь, с прошлого года подрос на 16,7%. Учитывая, что в среднем на подарки тратится всего лишь порядка 4,5 тысячи рублей, этот Новый год большинство россиян встретит не с пустыми руками.

Конечно, матерыми финансовыми аналитиками мы с помощью этих индексов не станем. Но «индекс Деда Мороза» поможет спланировать бюджет на подарки, чтобы не хуже, чем у людей, и не слишком тратиться. «Индекс Оливье» успокаивает – на салат у нас точно денег хватит. А чтобы еще больше сэкономить – читаем «Индекс «Пятерочки». Ходить в дешевые магазины не стыдно, а модно, поддерживает нас «Индекс Иванова». И только «Индекс Биг-Мака» остается не у дел в эти новогодние денечки. Ну так оно и правильно нечего заморскому бутерброду делать за нашим праздничным столом.

Tags: новость, финансы, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo shchukin-vlad.ru june 10, 2013 15:00 769
Buy for 10 tokens
Давно уже себя ловлю на мысли, что не знаю где живут мои друзья. Не в смысле, в каком доме, коттедже или больнице, а сугубо регионально. Вот так собирёшься в какой-нибудь блог-тур, захочешь побухать - а не с кем! Или вот есть у меня задачка - передать жж-другу в Полтаву подарунок. А с кем…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 130 comments

Recent Posts from This Journal