Учебные заведения закрытого типа, высококвалифицированный педагогический персонал, конечно же, помогают, но не решают проблему социализации этих особенных детей. Поэтому я вновь возвращаюсь к теме школьной реформы, к объединению школ, в том числе специализирующихся на обучении детей с ограниченными возможностями.
Мне удалось побывать и пообщаться с учителями и сотрудниками школы №1540, где уже 20 лет занимаются решением подобных проблем.

Но для начала, давайте обсудим те ошибочные представления, которые бытуют в обществе относительно аутистов.
Миф 1
Особых детей нужно обучать в маленьких частных школах.
Миф 2
Особых детей нужно обучать индивидуально на дому.
Миф 3
Особенный ребенок стремится к одиночеству.
Миф 4
Особенного ребенка можно просто отдать в обычную школу, посадить в обычный класс и проблема сама собой "рассосётся".
Всё это не так. Ребенку-аутисту нужна социализация, он также как и все дети хочет общаться со сверстниками и расти в их среде. Но для этого школьная среда, не только материальное оснащение, но и процесс обучение, подготовка педагогов и общий школьный микроклимат играют решающую роль.
Как всё это сделать? Давайте посмотрим на опыт школы ОРТ и узнаем немного про инклюзивную школу. Такую, в которой есть место всем детям, в которой не только инвалиды получают возможность активно общаться с друзьями, но и здоровые ребята смогут понять, что есть люди, которые отличаются от всех и приобретут опыт общения и дружбы с ними.
2.

Опыт, накопленный педагогами школы №1540 в этом направлении колоссальный и они готовы делиться им с учителями, которые попали в систему инклюзивного образования впервые. Не секрет, что сейчас многие школьные образования включили в себя коррекционные школы, по сути заменив их собой. Теперь все дети будут учиться вместе. Вот и в школе №1540 за год набрали 6 дополнительных классов начальной школы.
3.

4.

5.

Одними из приемов, которые используются при обучении детей-аутистов, являются ресурсные классы и тьюторы.
Ресурсные классы это группы школьников из разных классов, которые, помимо основных занятий, собираются вместе, чтобы провести занятие с педагогом по различным предметам.
Это, понятное дело, приносит дополнительные хлопоты завучу при составлении расписания, процесс который выглядит примерно так.
6.

7.

И это расписание только для начальных классов!
Тьюторы - это специалисты, как правило с психологическим образованием, которые помогают особым детям лучше влиться в учебный процесс. Тьютор может быть как индивидуальный, для одного ребенка, так и целиком для класса или параллели. Известно, что не все особенные дети успевают за темпом обычных детей и тьюторы им помогают.
Удовольствие использования тьюторов не из дешевых, но руководство школы идёт на это. К тому же, очень помогают в этом специалисты с факультета психологии МГУ, с которым у школы заключен договор.
Вот так выглядит кабинет для занятий ресурсного класса.
8.

9.

10.

Да и в обычных кабинетах детям, если они устали, не возбраняется немного передохнуть тут же, за задними партами.
11.

Сами же парты легко переставляются, под конфигурацию текущего занятия.
12.

Есть специальное помещение для работы психологов и логопеда.
13.

14.

15.

Здесь гордятся своими выпускниками, многие из которых окончили лучшие вузы страны: МИФИ, Физтех, МИЭМ, МАИ, РГГУ...
16.

Изначально обучение в школе №1540 велось на трёх языках: русском, английском и иврите.
17.

Информационные технологии и компьютеры уравнивают возможности практически всех детей. Поэтому оснащение школы №1540 на самом высшем уровне. Есть ресурсные центры, а такое помещение уже совсем не редкость. Скоро там и ЦОД свой появится.
18.

А во всём остальном всё как в обычной школе.
Свой театр со своим репертуаром.
19.

Своя персональная выставка юного художника.
20.

Книжные полки прямо в коридоре.
21.

Если приглядеться, можно понять, почему из аутистов получаются хорошие программисты.
22.

Развлечения тоже как у всех детей.
23.

24.

Теннисные столы по переменам не пустуют.
25.

Самое интересное в школах начиная с древних времен, как и вконтакте, всегда пишут на стене.
26.

27.

28.

29.

Школа гордится всеми своими достижениями.
30.

31.

32.

Уверен, что их у школы впереди ещё очень много!
33.

34.

35.

Спасибо Софье Александровне Розенблюм, руководителю психологической службы московской гимназии №1540, координатору инклюзивного образования, за интересную экскурсию и предоставленный материал.
спасибо, Влад) Хороший пост!
тут со своими двумя мелкими никак не справится)
Четыре мифа о детях-аутистах
нужно чтобы каждый ученик нашел своего учителя
им нравится когда к ним относятся как к обычным детям
а про поголовное отсеевание в специнтернат ты мне не рассказывай, туда реальные дебилы попадпли
Четыре мифа о детях-аутистах
Edited at 2015-09-17 10:31 pm (UTC)